ИВ РАН

Семинары

Семинар «Текстология и источниковедение Востока»

Организатор: Отдел памятников письменности народов Востока


Семинар «Литературный контекст. Актуальные проблемы современного литературоведения»

Организатор: Отдел литератур народов Азии


Семинар «История и культура Древнего Востока в свете новых открытий»

Организатор: Отдел истории и культуры Древнего Востока


Семинар центра японских исследований

Организатор: Центр японских исследований


Семинар «Тайвань: от прошлого к современности»

Организатор: Межотдельский Центр тайваньских исследований, Отдел Китая


Семинар «К основам методологии изучения традиционных общин Востока»

Организатор: Лаборатория «Религия и общество на Востоке»


Семинар «Дискуссионные проблемы истории Востока»

Организатор: Отдел истории Востока


Семинар о путешествиях «Место встречи – Восток»

Организатор: Отдел истории Востока


Семинар «Искусство Востока и Восток в искусстве (ИВВИ)»

Организатор: Отдел искусства и материальной культуры


Семинар «Кавказ в прошлом и настоящем (общество, политика, экономика и культура)»

Организатор: Центр изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья


Семинар «Проблемы общей и востоковедной лингвистики»

Организатор: Отдел языков народов Азии и Африки


Семинар по восточной нумизматике

Организатор: Отдел памятников письменности народов Востока


Лекторий «Мир Востока»


Другие семинары


26 апреля 2023 года

Доклад И.Н.Шмелёвой «К вопросу об истоках и структуре Риэмке (классической кхмерской версии Рамаяны)»

Доклад И.Н.Шмелёвой «К вопросу об истоках и структуре Риэмке (классической кхмерской версии Рамаяны)» Доклад И.Н.Шмелёвой «К вопросу об истоках и структуре Риэмке (классической кхмерской версии Рамаяны)»

 
В рамках семинара «Текстология и источниковедение Востока» прошел доклад И.Н.Шмелёвой, посвященный изучению Риэмке – памятника, занимающего особое место в истории кхмерской литературы.

Риэмке – памятник, сюжет которого основан на древнеиндийском эпосе, является величайшим достижением национальной кхмерской литературы. Впервые Рамаяна Вальмики в Камбодже упоминается в начале VII в.

Вопросы, касающиеся источника или источников, лежащих в основе кхмерской версии и ее вариантов, известных в настоящее время, а также история их формирования и функционирования требуют серьезного изучения и уточнений. Многие исследователи полагают, что наиболее существенную роль в распространении эпоса в Юго-Восточной Азии сыграла Южная Индия. Одной из интересных  для исследования проблем может стать возможное влияние санскритской драмы на формирование кхмерской версии.

Так называемый «классический» Риэмке представляет собой две неоднородные в стилистическом отношении части,  восходящие к разным вариантам памятника и созданные в разное время. (Первая часть предположительно датируется XVI-XVII вв., вторая – серединой XVIII в.) Текст дробится на фрагменты разного объема, отделенные друг от друга указаниями мелодии и ритма, предназначенными для хора и музыкантов. Особенности сюжета и композиции Риэмке говорят о том, что текст мог использоваться в традиционном театре, а также рецитироваться народными сказителями. Публикации различных вариантов Риэмке, а также устные свидетельства очевидцев показывают, что в Камбодже существует развитая традиция театрального исполнения этого сюжета, что говорит о важной роли подобных представлений в формировании и распространении Сказания.

Памятник, соединивший фольклорную, письменную и театральную традиции, представляет особый интерес для исследования.           

Доклад прошел в отделе памятников письменности Востока.