Семинары
Семинар «Текстология и источниковедение Востока»
Организатор: Отдел памятников письменности народов Востока
Семинар «Литературный контекст. Актуальные проблемы современного литературоведения»
Организатор: Отдел литератур народов Азии
Семинар «История и культура Древнего Востока в свете новых открытий»
Организатор: Отдел истории и культуры Древнего Востока
Семинар центра японских исследований
Организатор: Центр японских исследований
Семинар «Тайвань: от прошлого к современности»
Организатор: Межотдельский Центр тайваньских исследований, Отдел Китая
Семинар «К основам методологии изучения традиционных общин Востока»
Организатор: Лаборатория «Религия и общество на Востоке»
Семинар «Дискуссионные проблемы истории Востока»
Организатор: Отдел истории Востока
Семинар о путешествиях «Место встречи – Восток»
Организатор: Отдел истории Востока
Семинар «Искусство Востока и Восток в искусстве (ИВВИ)»
Организатор: Отдел искусства и материальной культуры
Семинар «Кавказ в прошлом и настоящем (общество, политика, экономика и культура)»
Организатор: Центр изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья
Семинар «Проблемы общей и востоковедной лингвистики»
Организатор: Отдел языков народов Азии и Африки
Семинар по восточной нумизматике
Организатор: Отдел памятников письменности народов Востока
Лекторий «Мир Востока»
Другие семинары
25 октября 2023 года Семинар из серии «Искусство Востока и Восток в искусстве (ИВВИ)» В докладе было отмечено, что первые проявления нумерологического мышления в архитектуре Китая датируются рубежом IV–III тысячелетий до н. э., и они были теснейшим образом связаны с традиционным дуалистическим мировоззрением, в основе которого лежало представление о двух равноценных противоположностях: силах инь и ян. В числовом выражении этот дуализм проявлял себя как противопоставление четных (инь) и нечетных (ян) чисел. А в геометрическом выражении — как формы квадрата (инь) и круга (ян). Геометрическое выражение сил инь и ян могло быть формально буквальным. Это относится к формам алтарей земли (квадрат) и неба (круг), или к структуре храма-дворца Минтан с квадратным нижним ярусом и круглым верхним. Однако было и косвенное выражение взаимодействия двух сил, породившее пропорцию 1: √ 2, так как такое соотношение имеет сторона квадрата к диаметру описанного вокруг него круга. Эта пропорция была описана в сунском трактате по строительству «Инцзао фаши», составленном в 1103 году. Также о важности соотношения размеров кругов и квадратов сказано и в астрономическом трактате «Канон расчета чжоуского гномона», который датируется приблизительно концом III века до н. э. В ряду нечетных чисел в построении архитектурных объектов особенно выделялись числа3, 5 и 9; 3 — как образ соединения неба, земли и человека, 5 — как выражение пяти элементов у-син, из которых произошли все вещи на земле и 9 — как высшее однозначное число, которое тем самым стало символизировать власть императора. Отдельный ряд чисел выражал принадлежность к аграрной тематике, что для традиционной культуры Китая было крайне важным. Так числа 4, 12, 24 были связаны с делением года на сезоны, месяцы и сельскохозяйственные периоды, а число 28 выражало число небесных созвездий, по которым регулировались полевые работы. Поэтому данные числа чаще встречаются в ритуальных постройках, связанных с земледелием, например, в храме Урожая в Пекине. Доклад вызвал большой интерес слушателей и инициировал дискуссию и серию вопросов и ответов. Электронный адрес для заявок докладов и справок о работе семинара — oimk.ivran@yandex.ru. Добро пожаловать! |