ИВ РАН

Семинары

Семинар «Текстология и источниковедение Востока»

Организатор: Отдел памятников письменности народов Востока


Семинар «Литературный контекст. Актуальные проблемы современного литературоведения»

Организатор: Отдел литератур народов Азии


Семинар «История и культура Древнего Востока в свете новых открытий»

Организатор: Отдел истории и культуры Древнего Востока


Семинар центра японских исследований

Организатор: Центр японских исследований


Семинар «Тайвань: от прошлого к современности»

Организатор: Межотдельский Центр тайваньских исследований, Отдел Китая


Семинар «К основам методологии изучения традиционных общин Востока»

Организатор: Лаборатория «Религия и общество на Востоке»


Семинар «Дискуссионные проблемы истории Востока»

Организатор: Отдел истории Востока


Семинар о путешествиях «Место встречи – Восток»

Организатор: Отдел истории Востока


Семинар «Искусство Востока и Восток в искусстве (ИВВИ)»

Организатор: Отдел искусства и материальной культуры


Семинар «Кавказ в прошлом и настоящем (общество, политика, экономика и культура)»

Организатор: Центр изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья


Семинар «Проблемы общей и востоковедной лингвистики»

Организатор: Отдел языков народов Азии и Африки


Семинар по восточной нумизматике

Организатор: Отдел памятников письменности народов Востока


Лекторий «Мир Востока»


Другие семинары


6 декабря 2023 года

Доклад Л.А. Васильевой «Мотив каямат (qayāmat) в поэзии урду: спектры смысла»

Доклад Л.А. Васильевой «Мотив каямат (qayāmat) в поэзии урду: спектры смысла» Доклад Л.А. Васильевой «Мотив каямат (qayāmat) в поэзии урду: спектры смысла»

 
В отделе памятников письменности народов Востока состоялся доклад Л. А. Васильевой, в котором был подробно рассмотрен один из наиболее распространенных в поэзии урду мотивов.

Каямат (qayāmat) – «воскресенье (из мертвых)» относится к ключевым понятиям исламской эсхатологии. В это понятие входят распространенные во многих религиях представления о конце света и Судном дне (Дне страшного суда, Дне воздаяния). 

В словарях языка урду слово каямат имеет несколько значений: 1) воскресение из мертвых (кораническое понятие); 2) волнение, смятение, суматоха, паника; 3) бедствие; несчастье; 4.) чудо, что-то необыкновенное; высшая степень какого-то качества; 5) междометие,  выражающее крайнее чувство удивления, восторга, испуга.

Л. А. Васильева проанализировала многие примеры бейтов (двустрочных стихов) из газелей поэтов-классиков урду – великого индийского лирика XVIII в. Мира Таки Мира, его соперника на поэтической арене Мирзы Галиба и других, и наглядно показала, с каким разнообразием поэты урду обыгрывают мотив (поэтическую тему) каямат.

В отличие от разговорного языка, в поэзии урду это слово имеет, прежде всего, положительную коннотацию, поскольку предполагает встречу с кумиром, с объектом любви. В стихах с суфийским подтекстом это – встреча с Другом, с Возлюбленной, метафора познания Божественной субстанции. Разрабатывая этот мотив, поэты урду смогли создать в пространстве двух строк текста несколько смыслов, выразить не только   различные человеческие эмоции, но и затронуть «вечные» философские вопросы, касающиеся бренности бытия, отношения человека и Творца. Мир Таки Мир впервые в поэзии урду в рамки мотива каямат ввел тему поэта и поэзии.