4 октября 2023 года
Семинар «Искусство Востока и Восток в искусстве (ИВВИ)»
Семинар «Искусство Востока и Восток в искусстве (ИВВИ)»
4 октября 2023 г. прошел очередной семинар «Искусство Востока и Восток в искусстве (ИВВИ)», организуемый Отделом искусства и материальной культуры ИВ РАН.
Автором доклада «Образ “Змеиной богини” на Крите в период “новых дворцов”» выступила доцент ВШЭ, с. н. с. ОИиМК кандидат искусствоведения С. А. Зинченко. В докладе говорилось о том, что антропоморфный образ со змеями занимает большое место в историографии искусства и религии Крита как доказательство особой роли женского божества и способов презентации своеобразия ритуально-культовых практик минойской культуры. Начиная с работ А. Эванса, не утихают дискуссии, связанные с определением возможного круга критских изображений так называемых «Змеиных богинь» (Snake Goddesses). Одна из важных проблем — выявление наличия сложившейся иконографии и ее основных иконометрических компонентов. В последние десятилетия, больше внимания уделяется вопросам, связанным с подлинностью изобразительных свидетельств и с корректностью реконструкции образов Змеиных богинь. Новый взгляд на статуэтки Змеиных богинь из Кносса позволяет предположить, что мы имеем дело с образом, не получившим широкого распространениеяв минойской культуре периода «новых дворцов», а функционировавшим в узких временных и территориальных рамках. Причины кроются в заимствовании элитарных образцов из других культур, что могло привести к отсутствию широкого распространения в связи с неадаптированностью к основным требованиям культуры. «Змеиная богиня» из Кносского дворца на Крите, обнаруженная первооткрывателем Минойской культуры сэром Артуром Эвансом (1851–1941) вместе со всей Минойской цивилизацией, названной им так в память о царе Миносе, дворце-лабиринте и Минотавре. Эванс полагал, что древние минойцы поклонялись трем богиням — змей, животных и флоры, а его доверенный реставратор в соответствии с этой гипотезой патрона достроил статуэтку. На самом деле на голове у статуэтки, разбитой перед закладкой, не было ни кошки, ни, судя по всему, и змей: подобная иконография не подтверждается росписями и прочими источниками, хотя медленно и неохотно выводит этот тип из ближневосточных аналогов. Получается, что самая популярная визитная карточка древнего Крита не критская по происхождению, не распространена на Крите, сделана из привозного фаянса и выглядела изначально непонятным образом, не так, как мы привыкли ее представлять. Докладчик продемонстрировала истоки образа «Змеиной богини» в образах т. н. змееборцев, встречающихся в искусстве Месопотамии, а также показала прорисовку печатки кольца, где полуобнаженные женщины перебрасываются удивительными предметами, включающими змей, глаза, детей и пчел. Доклад вызвал оживленную дискуссию и шквал вопросов присутствующих специалистов, в том числе участников экспедиций Института в Долине Нила.
|