ИВ РАН

Семинары

Семинар «Текстология и источниковедение Востока»

Организатор: Отдел памятников письменности народов Востока


Семинар «Литературный контекст. Актуальные проблемы современного литературоведения»

Организатор: Отдел литератур народов Азии


Семинар «История и культура Древнего Востока в свете новых открытий»

Организатор: Отдел истории и культуры Древнего Востока


Семинар центра японских исследований

Организатор: Центр японских исследований


Семинар «Тайвань: от прошлого к современности»

Организатор: Межотдельский Центр тайваньских исследований, Отдел Китая


Семинар «К основам методологии изучения традиционных общин Востока»

Организатор: Лаборатория «Религия и общество на Востоке»


Семинар «Дискуссионные проблемы истории Востока»

Организатор: Отдел истории Востока


Семинар о путешествиях «Место встречи – Восток»

Организатор: Отдел истории Востока


Семинар «Искусство Востока и Восток в искусстве (ИВВИ)»

Организатор: Отдел искусства и материальной культуры


Семинар «Кавказ в прошлом и настоящем (общество, политика, экономика и культура)»

Организатор: Центр изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья


Семинар «Проблемы общей и востоковедной лингвистики»

Организатор: Отдел языков народов Азии и Африки


Семинар по восточной нумизматике

Организатор: Отдел памятников письменности народов Востока


Лекторий «Мир Востока»


Другие семинары


20 декабря 2023 года

Доклад Л.А. Васильевой «Традиционные критерии оценки поэзии в критике урду»

Доклад Л.А. Васильевой «Традиционные критерии оценки поэзии в критике урду» Доклад Л.А. Васильевой «Традиционные критерии оценки поэзии в критике урду»

 
В отделе литератур народов Азии был заслушан доклад Л. А, Васильевой, в котором она рассказала о подходе носителей языка урду к оценке стихов.

С начала XVI в. в Северной Индии одним из излюбленных видов досуга образованных горожан были мушаиры – поэтические собрания, на которых поэты читали свои стихи, а аудитория выступала слушателем и критиком прочитанных стихов. Гром похвальных возгласов и требования повторить стих были равноценны его высокой оценке. Редкие возгласы или молчание означали провал поэта на этой мушаире. Лучшие строки безошибочно воздействовали на аудиторию и вскоре распространялись в городе. Степень воздействия стиха до сих пор признается одним из критериев его оценки.

Литературе урду был знаком и письменный жанр критики. Традиционная поэзия имела разработанную оценочную систему, хотя критерии оценки стиха были зафиксированы в заимствованных поэтиках на фарси. На фарси же создавались и антологии (тазкира) поэтов урду. В комментариях к стихам на урду составитель тазкира выступал в роли критика, сверяя достоинства и недостатки стиха с поэтическими канонами.  

Труд Хали «Введение в поэтику» (1893) был первой поэтикой на языке урду. Хали с позиций индийского просветительства второй половины Х1Х в.  попытался установить основные критерии подхода к поэзии нового времени, объявив таковыми «простоту», «правдивость», «естественность» и «страстность». Анализируя газели известных поэтов, Хали прибег также к старым понятиям «низкое-высокое», как к оценочным критериям стиха. Они нередко встречаются и сегодня. При этом насколько стих «низкий» или «высокий» критик определяет, руководствуясь своим вкусом, часто не совпадающим со вкусом его оппонентов. Эти размытые критерии считают приемлемыми лишь некоторые носители языка, но никак не иноязычные исследователи. Сегодня критики урду все чаще пользуются методами и оценочными критериями современной европейской науки.